Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Зимвабве


Республика Зимвабве

Зимбабве (столица - Хараре) - страна на юге Африки, ранее известная как Южная Родезия, занимает второе место в Африке к югу от Сахары (после ЮАР) по уровню развития инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства.

Одна из самых богатых стран Тропической Африки переживает тяжелый экономический и политический кризис на фоне затяжного конфликта с Великобританией и США. Причина кризиса - в международных санкциях, падении иностранных инвестиций, разрушении крупного фермерского хозяйства. Все эти обстоятельства, в свою очередь, являются следствием политики президента страны Роберта Мугабе и его ближайшего окружения.
Но эта политика обусловлена вовсе не злокозненностью Мугабе или его желанием во что бы то ни стало развалить страну ради сохранения собственной власти. Его политику, в значительной степени, определили объективные обстоятельства и желание их преодолеть. Последние события говорят о том, что желание оказалось утопией. Страна не смогла плыть против течения и начала тонуть. Теоретически, соглашения с Великобританией 1979г. предполагали постепенный выкуп земель у белых поселенцев и их передачу коренному населению. Великобритания должна была спонсировать этот процесс, но, по различным причинам, отказывалась от своих обязательств. Не соглашались продавать свои земли и белые. Эти земли были основой крупного фермерского хозяйства (производство табака, хлопка, кофе) - они приносили доход как собственникам, так и казне (через налоги). Зимбабве была одной из немногих стран Африки, которые полностью обеспечивали себя продовольствием. Результат - продовольственный кризис и инфляция.

Статус экономики: аграрная, обрабатывающая.


Источник: Victoria Falls

КФР. Большинство африканских стран живут за счет одной, реже - двух, максимум - трех-четырех экспортных отраслей добывающей промышленности или сельского хозяйства:
- кофе (Эфиопия),
- нефть (Нигерия и другие),
- какао (Кот-д'Ивуар),
- фосфаты (Того и Бенин),
- уран (ЦАР) или бокситы (Гвинея),
- марганец (Габон),
- алмазы (Ботсвана).
Всем им присущи следующие особенности:
- чрезмерная зависимость от конъюнктуры одного-двух-трех сырьевых рынков;
- местное правительство в опасной близости от роли наемных сотрудников транснациональных компаний.
Дефицит продовольствия и бюджета покрывается за счет международной помощи, источники которой туманны. Режим Мугабе настолько непопулярен в мире из-за изгнания белых фермеров, что немногие страны решаются заявить об открытой поддержке Хараре.
Рост бюджетного дефицита спровоцировал следующий виток - полномасштабный энергетический кризис. Правительство не смогло платить за поставки электроэнергии из ЮАР и нефтепродуктов через Мозамбик. И если госкомпания ЮАР (Escom) пока готова накапливать зимбабвийский долг, то поставки нефтепродуктов из Мозамбика контролирует британская BP, не испытывающая желания идти навстречу Мугабе.
Подчеркнутая лояльность Франции к Мугабе - политический жест, обусловленный желанием уязвить британцев. Стратегия Китая прямо противоположна: никакой политики, только экономика. Ливия в последние 2года устранилась от своих африканских инициатив, сосредоточившись на отношениях с США и Западной Европой.
Всего за 3года Мугабе удалось пройти путь от экспроприации ферм до потери 30% ВВП.
Теперь Роберт Мугабе, находящийся у власти с самого дня обретения независимости Зимбабве, ищет себе преемника (Мугабе 80 лет). Шансы кандидата от оппозиции занять его кресло выглядят предпочтительнее. Выборы должны состояться в 2011г.
Распространенный прогноз развития ситуации в Зимбабве - что-то вроде <оранжевой революции>: относительно мягкая смена режима не позднее 2011г. Основная интрига разворачивается вокруг того, под чьим покровительством произойдет эта смена режима - США и Великобритании или ЮАР. Существуют мнения, что сторонники Мугабе могут реализовать в Зимбабве <Кенийский сценарий>, опробованный президентом Кении Мои в 2002г. Основные элементы этого сценария:
- ключевые функционеры <партии власти> переходят в оппозицию;
- лидером оппозиции становится фигура, слабая внутри страны, но привлекательная для Запада;
- новый лидер приходит к власти при поддержке <народа> и <мирового сообщества>;
- старая (теперь <оппозиционная>) команда занимает привычные места в новом руководстве; уходящий лидер получает политические и экономические гарантии.
Стоит отметить, что такой сценарий должен быть хорошо понятен и россиянам. www.af-ro.com.

ЭИТ. Настрой на углубление интеграции в рамках Общего рынка для Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) был отчетливо продемонстрирован зимбабвийцами в ходе проходивших 1998 г. парламентских дебатов по поводу ратификации договора об Общем рынке. В его состав Зимбабве входит с момента его образования - 1993 г. С 1980 г. по настоящее время экспорт Зимбабве в страны, которые являются членами КОМЕКА, возрос в 250 раз.
Зимбабвийцы с удовлетворением отмечают, что в рамках Общего рынка выработаны цивилизованные формы урегулирования спорных вопросов. Так, с 1998 г. начал действовать Международный суд КОМЕСА, призванный разрешать возникающие между субъектами Общего рынка торговые противоречия.
Вместе с тем, политика Хараре в отношении КОМЕСА не постоянно является последовательной. Столкнувшись в 1998 г. с необходимостью жесткой экономии, правительство было вынуждено значительно увеличить таможенные тарифы на импорт (от 20% до 100%).
В КОМЕСА этот шаг был воспринят как нарушение зимбабвийцами согласованного ранее графика снижения пошлин. Предпринятые Зимбабве меры вызвали цепную реакцию среди других стран-членов КОМЕСА, последовавших примеру Хараре. Зимбабвийцы, ощутив на себе результат ужесточения таможенного законодательства в oтношении местных товаров, в частности, со стороны Замбии, были вынуждены обратиться в секретариат КОМЕСА с просьбой урегулировать этот вопрос.
Одновременно зимбабвийцы весьма ревностно относятся к успехам юаровских предпринимателей в торговле с комесовскими странами, стараясь всячески оградить зону своего влияния от проникновения туда более мощного конкурента.

Зимбабвийский инвестиционный центр (ЗИЦ) был основан в 1993 г. в качестве единственного института, призванного отслеживать и стимулировать приток частных инвестиций в экономику страны. Члены правления ЗИЦ утверждаются правительством и являются представителями местных деловых кругов.
В соответствии с законодательством каждый инвестиционный проект должен быть зарегистрирован и одобрен ЗИЦ, исходя из <государственной целесообразности>. Срок рассмотрения заявлений ограничивается 45 днями.
В случае одобрения проекта инвестору выдается соответствующий сертификат, дающий право на ведение бизнеса в Зимбабве.


Источник: http://rozavetrov.ru/cpg/displayimage-lastup--82-16.html

Заявители также сообщить в Службу регистрации имена и адреса основных акционеров новой компании, директоров и лиц, ответственных за управление компанией, а также намечаемую сферу ее деятельности. Иностранная фирма может сохранить в названии дочернего филиала свое имя.
По существующим в стране правилам один из директоров и секретарь компании должны быть зимбабвийскими гражданами. Иностранные юридические и физические лица могут зарегистрировать свою компанию под новым названием, а в случае необходимости срочного начала деятельности купить в аудиторской конторе уже зарегистрированную, но бездействующую компанию т.н. <шелф> название которой позднее можно изменить>.
Стратегия ЗИЦ базируется на привлечении прямых инвестиций, прежде всего, в такие сектора экономики, как обрабатывающая промышленность, горнодобыча, туризм, воздушные перевозки и их обслуживание, сельское хозяйство, садоводство (цветоводство), где иноинвесторам предоставлено право на 100% собственности.
Многие инвесторы предпочитают, однако, работать в рамках СП, ввиду того, что эта форма сотрудничества дает ряд привилегий на приобретение по льготной цене недвижимости и оборудования на местном рынке.

ПФ. Капиталовложения могут быть как чисто финансовыми, так и в виде техники и оборудования. Так являющееся соучредителем СП <Зирус Констракшн>, вложило в 1997 г. в его капитал оборудование на 600 тыс. долл. США.
Что касается льгот для инвесторов, то их спектр достаточно широк и зависит от сферы приложения капитала и регистрационных аспектов.
Всемирная программа была одобрена Комиссией по солнечной энергии (Нью-Йорк 1997 г.) вскоре после саммита по солнечной энергии Хараре (сент. 1996 г.) и предусматривает реализацию многочисленных национальных и региональных проектов использования возобновляемых источников (солнечной энергии, термальных, геотермальных, фотоэлектрических, приливных, биомассных, океанических, ветровых и др.) во всех регионах мира.
С 1996 г. иностранные доноры (в основном ЕС, правительства Германии, Японии, Китая, Италии) благодаря Комиссии профинансировали проекты в этой области на 24 млн. долл. США.
В целом по всей Африке Всемирной программой по солнечной энергии определены более 300 проектов энергоснабжения общей стоимостью 6,3 млрд. долл. США.
Справочно. При регистрации иностранная фирма ежегодно должна представлять в Службу регистрации баланс и счет прибылей и убытков по своим операциям в Зимбабве. Она имеет возможность пользоваться кредитами местных банков на сумму равную акционерному капиталу. Кредиты свыше 5 млн. долл. США подлежат одобрению Резервным банком.
Таможенные льготы для некоммерческих представительств иностранных организаций, связанные с импортом офисного оборудования и товаров личного пользования, предоставляются в течение первых шести месяцев после их открытия.

По материалам Полпред (Россия) от 28 апреля и 16 июня 2011г.

Наши новости и издания

Февраль 2016
Начата работа над новой статьей А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Вершинина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2016
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Вершинина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2015
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.