Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Польша


Республика Польша

Статус экономики: обрабатывающая, с элементами технотронной.

КФР. По данным Главного статистического управления по итогам 2004г. (в долларовом исчислении и в текущих ценах) товарооборот Польши с зарубежными странами увеличился по сравнению с 2003г. на 33% и достиг 161,7 млрд. долл. США. При этом экспорт вырос на 37,7% и составил 73,8 млрд. долл. США, а импорт увеличился на 29,3% - до 87,9 млрд. долл. США.
Основными торговыми партнерами Польши в 2004г. оставались промышленно развитые страны, на которые приходилось 85,2% польского экспорта (в т.ч. на ЕС - 79,1%) и 75,8% польского импорта (на ЕС - 67,9%).


Источник: http://www.rusisrael.com/albums/?uid=51866&pid=53585

Среди главных торговых партнеров Польши наиболее высокая динамика, опережающая общую динамику, отмечена в польском экспорте в Россию, Великобританию, Чехию и Италию, а в импорте - из Китая, Чехии, Швеции, Нидерландов и Испании. На первую <десятку> внешнеторговых партнеров, в которой уверенно находится Россия, приходилось 69,5% польского экспорта и 66,4% - импорта.
В 2004г.:
- машиностроительное и транспортное оборудование лидировало как в экспорте (38,8%), так и в импорте (38,6%).
-промтовары, классифицируемые по исходным материалам (сырью), были на втором месте: 23,3% экспорта и 20,7% импорта.
- дизельные двигатели: экспорт 2,86 млрд. долл. США, импорт 0,19 млрд. долл. США, активное сальдо 2,67 млрд.долл.,
- прочая мебель (без в/у и медицинского оборудования): экспорт 1,94 млрд. долл., импорт 0,29 млрд. долл., активное сальдо 1,65 млрд.долл.,
- твердое топливо (антрацитные и кусковые каменные угли): экспорт 1,38 млрд. долл. США, импорт 0,15 млрд. долл., активное сальдо 1,23 млрд. долл.
Внешнеторговый дефицит дает в основном ввоз необходимого для экономики сырья, а также инвестиционных товаров и продуктов, предназначенных для кооперации и снабжения. Все эти позиции необходимы для реструктуризации и развития промышленности.
В 2004г. импорт сырья и комплектующих составил свыше 60,2% от всего импорта, вместе с тем импорт средств производства - 19%.
Частный сектор играет ведущую роль во внешней торговле. В 2004г. на его долю пришлось 88,1% экспорта (против 42% в 1993г.) и 91,7% импорта (против 60% в 1993г.). Следует все же отметить благоприятную тенденцию уменьшения с года на год текущего бюджетного дефицита, ставшую заметной с 2000г.
В Польше, при содействии институтов ЕС, только начинает создаваться соответствующая инфраструктура для обеспечения инновационной деятельности, коммерциализации высоких технологий.
Польские предприятия легкой промышленности перегружены заказами известных западных компаний на пошив одежды под торговой маркой заказчика. Временами загрузка производственных мощностей экспортными заказами доходила до 70-80%. Однако польские производители не в состоянии увеличить экспорт своей продукции ввиду отсутствия в достаточном количестве квалифицированный швей.
Помимо Hugo Boss (Германия) в Польше активно размещают свои заказы фирмы Roy Robson (Германия), S. Brothers и Austin Reed (Великобритания), Ahlers (Германия), Escada (Германия), Weill (Франция) и др.
Энергетическая политика Польши на период до 2025г. предусматривает строительство в Польше атомной электростанции. Ведутся работы по изучению зарубежного опыта и определения места локализации будущей АЭС.
ЭИТ. Совершенствование законодательства в Польше в 2005г. шло по двум основным направлениям: доработка польских правовых актов на соответствие директивам Евросоюза и внесение изменений и уточнений в законы и исполнительные документы, направленные на ускорение социально-экономического развития страны и привлечение иностранных инвестиций.
Второе направление было обусловлено тем, что темпы экономического развития в стране в 2005г. заметно снизились (3,2% против 5,4% в 2004г.), а приток иностранных инвестиций оставался на неудовлетворительном в сравнении с ранее достигнутыми результатами уровне.
Также в Польше назрела необходимость проведения ряда реформ в социальной сфере, прежде всего коммунальной и здравоохранении. Это дало толчок для работы над законом о частно-государственном партнерстве. Процесс реформирования здравоохранения Польша столкнулась со значительными трудностями и в настоящее время ведется доработка концептуальных вопросов.

Источник: http://romangold.livejournal.com/32411.html

В настоящее время работа протекает по следующим основным направлениям:
1) Обновление закона о приватизации (ЗП) и коммерциализации предприятий.
Расширены возможности общественного контроля, наблюдательные советы на предприятиях с госучастием получила полномочия на проверку расходов, превышающих определенных уровень, выборы руководителей предприятий и членов правления будет происходить на выборной основе.
В крупных фирмах наблюдательные советы должны пользоваться услугами специализирующихся консультационных фирм.
Внесены изменения в процедуру преобразования унитарного предприятия в предприятие хозяйственного права, а также процедура передачи прав собственности на такие предприятия муниципалитету. В случае изменения форм собственности предприятия его работники получают право на денежную выплату взамен за отказ от права бесплатного приобретения акций предприятия.
Положения ЗП касаются 250 госпредприятий.
2) Обновление налогового законодательства, прежде всего, закона о НДС.
Изменения, внесенные в данный закон, расширяют толкование ряда используемых понятий, как, например, понятие грузового автомобиля и, в этой связи, порядок начисления НДС на топливо, приобретаемое для грузовых автомобилей.
Другие изменения отменили гарантийный залог, упорядочили процедуру освобождения от НДС некоторых видов продукции, например, малоценных подарков, уточнили порядок возврата НДС в жилищном строительстве для физических лиц, ввели льготы в отношении некоторых видов долгов, изменили размер представительских расходов организаций и расходов на непубличную рекламу до 0,25% от дохода фирмы.
В законе об акцизном налоге ставка акциза поднята на 3,4% на алкогольную продукцию. Это решение привело к повышению оптовых цен в среднем на 2,5%, а розничных на 5%. В результате произошло сокращение потребления алкогольных напитков, и доходы отрасли упали на 1 млн. злотых. Рентабельность производства упала на 2% и стала почти в 2 раза хуже, чем в 2004г.
3) Принятие закона <О частно-государственном партнерстве (ЧГП)>, имеющий приоритетное значение для развития инвестиционной сферы. В основе закона о ЧГП лежит опыт ряда зарубежных стран, в т.ч. Великобритании. Основными направлениями деятельности предполагается охрана окружающей среды, строительство дорог, коммунальное хозяйство.
Он создает правовую основу для расширения участия частного капитала в финансировании совместных инвестиционных проектов, реализуемых государством.
Закон ликвидирует двойное налогообложение предпринимательской деятельности и повышает эластичность методов правового регулирования в части государственных заказов.
По оценкам министерства экономики и труда, принятие этого закона позволит привлечь в ближайшие годы для реализации подобных проектов порядка 1,5 млрд. долл. США от частных компаний.
Предполагается, что не будет облагаться налогами имущество, предназначенное на реализацию совместных проектов. В целях защиты интересов частного бизнеса закон предусматривает необходимость учета в бюджетах последующих лет расходы по аренде построенных объектов. В случае отказа государственного органа от заключенного договора, частному бизнесу будет выплачиваться соответствующая неустойка.
По мнению Комитета экспертов Совета Европы минимальное вознаграждение должно соответствовать критериям т.н. <порядочной оплаты>, т.е. 68% от среднего уровня зарплаты в стране. Достижение этого показателя в условиях текущего состояния государственных финансов в Польше не представляется возможным. Президент Польши счет возможным принять это требование на уровне 50% средней зарплаты в стране, т.е. в соответствии с рекомендациями Международной организации труда.
4) Изменение закона <О государственных запасах и обязательных запасах>, предусматривающее обязанность создания и хранения предприятием, занимающимся производством или дистрибуцией жидкого топлива, определенных запасов.
В целом запасы по стране должны составлять не менее 90 дней нормального расхода. Для фирм, начинающих свою деятельность в данной области норматив составляет 7 дней. За невыполнение установленных предприятиям нормативов хранения запасов топлива закон предусматривает наложение штрафа в административном порядке в размере 200% стоимости недостающего топлива.
Закон предусматривает, что отечественные запасы топлива, расположенные на территории других государств ЕС не должны превышать 20% норматива. Такая процедура должна гарантировать всем желающим возможность участия в конкурсе и полную прозрачность его проведения.
В правительственной администрации эти принципы также касаются организаций, подчиненных правительству, как, например, Предприятие социального страхования, Государственное агентство решения алкогольных проблем, Агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства, целевые фонды.
5) Правовой прецедент. Воеводский суд г. Варшавы принял судебное решение в хозяйственном споре между торговой польской компанией и таможенным управлением. Суть спора заключается в том, что торговая фирма заключила контракт с китайским партнером на поставку продукции в Польшу. За время реализации контракта в Польше были изменены таможенные пошлины на данную продукцию, в результате чего данная торговая операция потеряла экономическую целесообразность. Отказ от контракта налагал на торговую фирму значительные штрафы.
По иску торговой фирмы суд принял решение в ее пользу и обязал таможенное управление провести растаможку груза по ранее действовавшим ставкам. Данный случай может оказаться решающим прецедентом, так как в Польше большое количество торговых фирм оказалось в проблематичном положении ввиду недавно введенных Евросоюзом ограничений по импорту текстиля и одежды из Китая.
6) Обновление закона о реструктуризации публичных учреждений здравоохранения и оказания им помощи из публичных средств. Внесенные изменения упрощают процедуру получения учреждениями здравоохранения дотаций из госбюджета, проведения их преобразования в субъекты хозяйственного права, создание условий для погашения долговых обязательств.
7) Обновление закона о пособиях для малообеспеченных семей. Закон получил широкую общественную огласку в связи активной поддержкой его политической партией Лига польских семей.

ПФ. По расчетам польских экспертов, для обеспечения на перспективу устойчивых темпов прироста ВВП порядка 5-6% в год, необходимо обеспечить ежегодный приток прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 10 млрд. долл. США. В целом за период проведения рыночной трансформации объём накопленных прямых иностранных инвестиций в польскую экономику 84,5 млрд. долл. США.
В Польше функционирует 50 тыс. предприятий с иностранным капиталом, обеспечивая занятость для 1 млн. чел. Доля этих предприятий в польском экспорте составляет 55%, а в импорте - 60%.
По размеру иноинвестиций на душу населения Польша по-прежнему отстает от Чехии, Венгрии и Словакии. Привлечению иностранного капитала в экономику Польши способствует улучшение инвестиционного климата, о чем свидетельствует, в частности, повышение кредитного рейтинга страны ведущими мировыми рейтинговыми агентствами с <негативного> на <стабильный>.
Немаловажное значение имеет в этой связи и предоставление иностранным инвесторам определенных льгот. Так, на территории Польши созданы и действуют 14 специальных экономических зон (СЭЗ), предоставляющих иностранным бизнес-единицам ряд налоговых и финансовых льгот. По согласованию с Евросоюзом статус этих зон не будет меняться вплоть до 2017г.
Созданные на их территории предприятия освобождаются от налогов в размере до 50%, освобождаются они частично и от уплаты местных налогов и налога на землю.
Компания Pfleiderer (Германия) начинает в Новгородской области строительство завода по производству древесно-стружечных плит (ДСП). Предприятие строится у населенного пункта Подберезье недалеко от Великого Новгорода. В строительство завода ООО <Флайдерер> - дочернее предприятие акционерного общества Pfleiderer Grajewo (Польша) - инвестирует на первом этапе 70 млн. евро. Планируемая мощность нового предприятия - 350 тыс.куб.м. в год ДСП класса качества E1, из них 80% с ламинированным покрытием.
В последующие годы планируется расширение производства. Предполагается, что при выходе на полную мощность завод будет перерабатывать в год до 1,5 млн.куб.м. низкосортной древесины лиственных пород. Готовая продукция будет реализовываться на территории Российской Федерации.

Источник: http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?idpic=938

Связи с Россией. Наряду с ведущими внешнеэкономическими партнерами России Польша занимает заметное место (четвертое в Европе, на нее приходится 3,8% российской внешней торговли). Структура российского экспорта в Польшу в 2004г.:
- минеральные продукты - 88% и, прежде всего, это - топливно-энергетические товары - 83%,
- химические изделия и пластмассы - 4%,
- недрагоценные металлы и изделия из них - 4%, в.т.ч. алюминий и изделия из него - 1,9%,
- машины, оборудование и транспортные средства - 1,3%.
Условия доступа российской продукции на польский рынок после вступления Польши в ЕС не ухудшились. По большинству товарных позиций произошел заметный рост поставок, причем по некоторым позициям в несколько раз, хотя их удельный вес в общем товарообороте на фоне доли энергоресурсов объективно не был очень существенен.
В целом объемы поставок машинно-технической продукции из России в Польшу выросли на 27,7 млн. долл. США, что в относительных единицах означает рост российского экспорта по данной номенклатуре на 49,3% и является отличительной чертой российского экспорта в Польшу в 2004г.
Структура польского экспорта в Россию разнообразна:
- товары народного потребления - 23,4%,
- сельскохозяйственные и продовольственные товары - 22,1%,
- химтовары - 18,7%,
- машины, оборудование и транспортные средства - 18,5%,
- прочие товары - 17,3%.
В торговле преобладающей формой соперничества служит ценовая конкуренция, при этом разрыв в качественных характеристиках базовых товаров минимален.
На польских рынках готовых изделий конкуренция разворачивается главным образом вокруг потребительских свойств товаров, а ценовой фактор уже не имеет определяющего значения.
Одним из стратегических направлений продвижения российского машинно-технического экспорта в Польшу, а точнее, подготовки для этого соответствующей базы, может стать сотрудничество в инновационной сфере.
Основные участники инновационной деятельности - малые и средние предприятия как в Польше, так и в России - слабы в кадровом, финансовом отношении, что вынуждает иногда научные организации создавать собственные внедренческие производства.
Выходом может быть создание в рамках двустороннего сотрудничества инвестиционных (с участием государства) венчурных фондов, агентств по продвижению инновационных проектов, центров по подготовке менеджеров в области внедрения высоких технологий для малых и средних предприятий.
Представляет интерес сотрудничество в рамках международных интеграционных программ в сфере науки и технологий, связанное с возможностями совместных проектов в рамках Intas, Inco, Рамочной программы ЕС, научной программы НАТО.
Цель - привлечение средств со стороны международных организаций, а также капитала отечественных и зарубежных инвесторов для активизации совместной инновационной деятельности и ускорения внедрения национальных научных и технологических достижений в производство.

Энергетическая составляющая российско-польских торгово-экономических отношений становится важнейшим инструментом для продвижения экономических интересов России в европейском регионе в целом.
Россия попала в определенную зависимость от Польши при транзите энергоресурсов и при экспортных поставках нефти, угля и газа. Они становятся весьма <хлопотным> богатством для России.
Внутренняя добыча газа осуществляется из отечественных разведанных месторождений нефти и газа.
Документально подтвержденные запасы газа в Польше составляют 160-180 млрд. куб.м. Собственную добычу газа Польша планирует так, чтобы разведанных запасов хватило на 30 лет. В стране добывается 4 млрд. куб.м. газа и добычу газа при необходимых инвестициях к 2013г. можно довести до 6-7 млрд.куб.м. в год.
Правовой основой создания на территории Польши системы транзитных газопроводов <Ямал-Европа> является российско-польское межправительственное соглашение от 25 августа 1993г., а также дополнительный протокол к нему от 18 фев. 1995г. В соответствии с этими договоренностями по территории Польши должны пройти две параллельные нитки газопровода с Востока на Запад. Ими также предусмотрена возможность строительства ответвлений газопровода в северо-восточном и юго-западном направлениях. Пропускная способность двух ниток газопровода - до 67 млрд. куб.м. природного газа в год.
Имеются следующие проблемы в области сотрудничества с Польшей в газовой сфере.
1. При расчете тарифа на транспортировку российского газа в 2006г. Управлением регулирования энергетики (УРЭ) фактически обязало АО <ЕвРоПолГаз> предусмотреть при формировании базы для калькуляции тарифа обоснованную норму доходности от стоимости нетто основного имущества, задействованного в транспортировку газа, в 9,24%, что оказывает негативное влияние на общую экономику проекта и приводит к дополнительным затратам ОАО <Газпром>. Вопрос тарифной ставки за транзит российского газа по газопроводу <Ямал-Европа> до конца не урегулирован.
2. Повышение эффективности управления АО <ЕвРоПолГаз> в целях обеспечения интересов сторон. Положения устава АО <ЕвРоПолГаз> в существующем виде не отвечают интересам ОАО <Газпром> и не позволяют российской стороне эффективно отстаивать свои позиции по принципиальным вопросам деятельности АО <ЕвРоПолГаз>.
ОАО <Газпром> неоднократно предлагало польским акционерам внести в устав изменения, направленные на усиление роли ОАО <Газпром> и снижение роли АО <Газ-Трейдинг> в управлении АО <ЕвРоПолГаз>, но польская сторона отказывалась обсуждать эти предложения.
3. Остается в силе распоряжение совета министров Республики Польша от 24 октября 2000г. в отношении минимального уровня диверсификации поставок газа из-за границы. Из распоряжения следует, что предприятия энергетического сектора, которые владеют концессиями на торговлю природным газом с заграницей, имеют возможность поставлять газ происхождением из одной страны (в т.ч. из стран ЕС) на территорию Польши в соответствии с установленными лимитами:
- 88% в 2001-02гг.;-
- 78% в 2003-04гг.;
- 72% в 2004-09гг.;
- 70% в 2013-14гг.;
- 59% в 2015-18гг.;
- 49% в 2019-20гг.
Российско-польское сотрудничество в области поставок и транзита российской нефти развивается достаточно стабильно. Ранее достигнутые договоренности о координации действий российско-польских диспетчерских служб, а также подписанное в апреле 2005г. соглашение между ОАО "АК "Транснефть" и АО ПЭРН "Дружба" о сотрудничестве в области транспортировки нефти по территории Польши увеличили пропускные мощности польского участка нефтепровода "Дружба".
В Польше актуален вопрос о диверсификации источников получения нефти и сокращения доли российских поставок. Диверсификация поставок нефти в Польшу возможна единственно морским путем через нефтяной терминал в Гданьске. В перспективе не исключается еще одна возможность: создание нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск (с подключением к нефтетранспортной инфраструктуре трубопровода "Дружба" на территории Польши в районе Плоцка) для транспортировки каспийской нефти.


Источник: http://www.webturizm.ru/photo/country_photo_big.php?id=438

В 2006г. по инициативе РАО "ЕЭС России" были высказаны следующие направления сотрудничества:
- проекты сооружения новых межгосударственных линий электропередачи (ЛЭП), направленных на расширение возможностей взаимной торговли электроэнергией, в т.ч. строительство ВЛ 400 кв. Калининград-Эльблонг и ВЛ 400 кв. Россь-Белостк-Нарев;
- реализация инвестиционных проектов по сооружению и/или приобретению существующих объектов электроэнергетики на территории Польши.
В связи с начавшейся в Польше реструктуризацией электроэнергетики польская сторона не готова к обсуждению российских предложений в этой сфере и предлагает провести их после завершения реструктуризации отрасли.
В 2006г. между российскими и польскими предприятиями наметилась тенденция к взаимовыгодному сотрудничеству в производстве узлов для подземной добычи угля.

Справочно. Несмотря на то, что в названии распоряжения Совета министров упоминается термин "Дом Польши", этот термин не имеет какого-либо правового основания, чтобы можно было бы создавать эти дома.
Дома Польши активно создавались до вступления Польши в Евросоюз и получали финансовую поддержку на основании директивных указаний министерства экономики и труда в контексте проэкспортной деятельности. На подобных принципах финансировалась деятельность польских предприятий, принимающих, например, участие в выставках за пределами Польши или по оформлению сертификатов, необходимых для поставок продукции на данный рынок.
После вступления Польши в ЕС все эти формы финансирования экспортной деятельности предприятий должны были быть изменены на соответствующие программы, как это предусмотрено директивами Евросоюза. В этой ситуации, "Дома Польши" формально могли продолжить свое существование, но после 1 мая 2004г. они не получали никакой финансовой поддержки от государства.
По этой причине многие из них в скором времени завершили свою деятельность.

По материалам Полпред (Россия) от 28 апреля и от 25 февраля 2011г.

Наши новости и издания

Февраль 2016
Начата работа над новой статьей А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Вершинина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2016
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Вершинина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2015
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.