Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ФОНД ПОКА В РАЗМЫТОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ (Председатель подкомитета по развитию государственно-частного партнерства Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Хафиз САЛИХОВ, Российская Федерация сегодня, 02.10.2012г.)

ФОНД ПОКА В РАЗМЫТОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ.

Беседу вел Олег ВАЛЕНТИНОВ.

2 октября 2011

Российская Федерация сегодня

Особо пристальное внимание общественности обращено в настоящее время на деятельность фондов, которые созданы благодаря развитию российской экономики. Одним из таких новообразований является созданный в 2005 году Инвестиционный фонд. Практика работы фонда сразу показала слабые места в его "конструкции", в связи с чем уже в конце прошлого года были разработаны новые правила его функционирования. И все же нестыковок правового, организационного, законодательного характера осталось еще немало, и накал дискуссий не спадает. Фонд, в частности, критикуют в субъективном подходе к оценке предлагаемых проектов, в завышении финансового порога для инвесторов, в сложной процедуре оформления документации, из-за чего, например, два раза сдвигались сроки проведения тендера по портовым ОЭЗ.

Редакция попросила председателя подкомитета по развитию государственно-частного партнерства Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Хафиза САЛИХОВА ответить на вопросы, касающиеся деятельности Инвестиционного фонда.

- Хафиз Миргазямович, хотелось бы начать беседу с того, что такое вообще Инвестиционный фонд, для чего он создан?

- Инвестиционный фонд России образован постановлением Правительства как часть федерального бюджета, формирующаяся из доходов Стабилизационного фонда за счет увеличения базовой цены на нефть, а также за счет экономии на процентных платежах при досрочном погашении государственного внешнего долга. Но, в отличие от Стабфонда, неприкосновенного, как известно, Инвестфонд предназначен именно для расходования бюджетных средств в целях поддержки инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых, подчеркну, только на условиях государственно-частного партнерства.

- Если Инвестфонд, по определению, как говорится, сориентирован на партнерство между государством и бизнесом, его двери должны быть открыты для любой инициативы частного инвестора?

- Все не так просто. На самом деле фонд достаточно жестко регламентирован в своей деятельности. И пока проблемных моментов здесь гораздо больше, чем может показаться... О размытости правового поля скажу чуть позже. Одним из основных критериев отбора проектов является его стоимостный фактор, и здесь, на мой взгляд, планка поднята достаточно высоко - 5 миллиардов рублей. В условиях соинвестирования заложено, что частный инвестор должен вложить в проект не менее 25 процентов его стоимости. На самом деле, исходя из анализа тех немногочисленных одобренных соглашений, соотношение получается практически обратное - 4:1. Например, в соглашении по проекту строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске доля Инвестфонда составила 13 процентов, в проекте комплексного развития Нижнего Приангарья - 16 процентов, в создании транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов Читинской области - 29 процентов.

При этом проекты должны соответствовать и определенным качественным критериям. Образно выражаясь, они должны идти в фарватере приоритетов социально-экономического развития России и государственного инвестирования как минимум на среднесрочную перспективу, а также соответствовать отраслевым стратегиям развития, которые, в свою очередь, уже одобрены российским Правительством.

- Продолжая вашу аналогию, таким инвесторам нужен хороший лоцман, чтобы провести проект через бесконечные административно-бюрократические согласования...

- Совершенно верно! Работа по формированию проекта государственно-частного партнерства требует довольно серьезного "погружения" в узкие области экономики и права, такие, как госзакупки, тарифное регулирование, система реализации бюджетных инвестиций, и многое-многое другое... Сейчас на российском консалтинговом рынке всего три компании, специализирующиеся на направлении государственно-частного партнерства, но уже и между ними пошла своего рода специализация как по типам проектов, так и по видам работ. Одной из "подсказок" в положительном отношении Инвестфонда к тому или иному проекту является условие, заложенное в его новой редакции Положения: в качестве единственной цели расходования средств фонда указано только развитие инфраструктуры, в том числе социальной. Это логично - состояние инфраструктуры, особенно транспортной, постоянная головная боль государства, а, учитывая высокую готовность инвесторов принимать участие в лечении этого состояния, государство, в обмен на определенные преференции инвесторам, готово переложить на них часть бремени по решению этой инфраструктурной проблемы. К примеру, к апрелю 2010 года в Инвестфонд было подано более полусотни заявок общей стоимостью свыше 1,5 триллиона рублей, при этом 74 процента из них имели транспортно-промышленную отраслевую принадлежность...

- Предложено проектов много, а одобрено буквально единицы. Чем это вызвано?

- Дело в том, что с изданием новых Правил большинство проектов, согласованных на той или иной стадии, зависло по причине их несоответствия этим новым условиям. Поэтому сразу же возникла необходимость и целесообразность закрепить правовую невозможность корректировки проектов, находящихся на различных стадиях согласования, в связи с изменениями Правил и иными текущими изменениями законодательства. Достаточно сказать, что только проектные согласования по земельному вопросу занимают от двух до двух с половиной лет, кстати, земельные отношения в государственно-частных проектах - одни из самых слабо проработанных. Поэтому никакой проект никогда не будет поспевать за законодательными новшествами, какими бы прогрессивными и своевременными при этом они бы ни были, пусть даже и в пользу самого инвестора.

Кстати, противоречия заложены даже и в новых Правилах: так, пункт 28 предусматривает подачу заявителем проекта инвестиционного соглашения уже на стадии рассмотрения заявки, а пункт 36 перечисляет инвестиционное соглашение в числе документов, которые формируются... после проведения отбора проектов! Безусловно, считаю крайне целесообразным устранить это противоречие и законодательно зафиксировать стадию согласования и заключения соглашения после принятия решения об одобрении проекта.

- Наш российский инвестор привык работать в экстремальных условиях и умеет находить решения даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Но все-таки существует какая-либо прописанная процедура рассмотрения инвестиционных проектов в области государственно-частного партнерства?

- Любой из предлагаемых проектов должен пройти несколько стадий: подготовку проекта, отбор и согласование, а также финансирование проекта. Не могу не отметить, что процесс согласования занимает немало времени и требует больших финансовых и трудовых затрат. Это выражается в необходимости привлечения уже на стадии оформления заявки большого количества различных консультантов - инвестиционного, технического, юридического, налогового и прочих экспертов, - этапы прохождения согласований все же достаточно конкретизированы. Скажем, подготовка к реализации проекта включает в себя определение целесообразности проекта и его структурирование: формирование концепции проекта, определение его основных параметров, маркетинговый анализ и прочие мероприятия, необходимые для подготовки проекта к запуску. На стадии отбора и согласования проекта инвестор скорее всего столкнется с длительной процедурой его согласования. Отмечу, что схема получения разрешения на реализацию проекта довольно сложна, так как заявку проверяет не одна комиссия и не один орган, а несколько, так сказать, постадийно. Конечно, создание единой комиссии, включающей представителей уполномоченных министерств и ведомств, значительно оптимизировало бы эту процедуру... С другой стороны, для более эффективного внедрения инновационного механизма государственно-частного партнерства я бы предложил расширить набор услуг Инвестфонда. Скажем, было бы очень привлекательным для инвесторов предусмотреть возможность использования средств фонда на стадии предварительной оценки и подготовки проектов. Думаю, это позволит эффективнее структурировать проект, а значит, и сэкономить значительные ресурсы на следующие этапы проекта.

В целом, конечно, процедура выделения средств Инвестфонда должна постоянно стремиться к определенному упрощению, к минимальной заорганизованности.

На стадии финансирования очень важна функция взаимодействия таких госорганов, как министерства экономического и регионального развития, а также финансов. Целесообразно создать структуру взаимодействия данных органов, подчиненную определенному регламенту, чтобы в случае задержки при открытии финансирования проекта инвестор не столкнулся с проблемой актуализации его стоимости по причине запуска процедуры повторного согласования. И наконец, на стадии реализации проекта очевидно, что за государством остаются функции контроля и мониторинга за исполнением соглашения. Насколько согласованным и не административно сумбурным будет этот контроль, зависит от взаимодействия таких министерств, как финансовое, экономического и регионального развития...

- Могли бы вы обозначить круг системных проблем государственно-частного сотрудничества через призму функционирования Инвестиционного фонда?

- Некоторые я уже обозначил... Вот еще пример: у фонда отсутствует официально закрепленный механизм наполнения. Каков его минимальный и максимальный объем? Согласно Правилам, если у фонда остается излишек средств, они накопительным способом переходят на новый финансовый период. Но не может ли возникнуть ситуация, при которой у фонда вдруг не окажется достаточных средств для выполнения уже взятых на себя государством обязательств? К размытости правового поля я бы отнес и избыточные требования к подготовке документации на получение бюджетных ассигнований. К примеру, это относится к обязательности госэкспертизы на проектную документацию еще до принятия решения об одобрении проекта, что, естественно, существенно повышает риски инвестора. Как подтверждает мировая практика, проекты по созданию промышленных и технопарков на начальном этапе делятся на две части: инфраструктурную, за которую отвечает государство, и промышленную, за которую отвечает инвестор. И решение о начале осуществления вложений в реализацию промышленной или строительной части принимается только после завершения инфраструктурной. Далее, в настоящее время к инвестору предъявляется требование не иметь убытков в течение последних трех лет реализации проекта. Трудно понять, в чем экономический смысл этого условия.

К существенным проблемным моментам я бы отнес также наличие ряда недостатков в действующей Методике расчета показателей и применения критериев эффективности региональных проектов. В частности, по мнению экспертов, имеются ошибки при определении показателя бюджетной эффективности проекта, а также отсутствует порядок определения добавленной стоимости, генерируемой инвестиционным проектом.

Остановлюсь еще на одном моменте: в регламентных документах фонда не зафиксировано обязательство стороны государства не изменять существенных условий проекта после его одобрения инвестиционной комиссией. Из-за этого уже есть ряд примеров, когда инвестору со стороны органов власти предлагалось изменить форму инвестиций... Как видите, есть о чем порассуждать и что предложить, чтобы механизм Инвестфонда работал в интересах как государства, так и инвестора. Надеюсь, что те предложения, которые сейчас вносятся экспертным сообществом, окажутся услышанными и принятыми к серьезному рассмотрению со стороны государственных исполнительных органов.

Наши новости и издания

Февраль 2016
Начата работа над новой статьей А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Вершинина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2016
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Вершинина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2015
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.