Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Муниципальные районы уже реализуют интересные, значимые для экономики проекты (Председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края Николай Кравченко, Регион-Информ, 16.09.2012г.)

Муниципальные районы уже реализуют интересные, значимые для экономики проекты

16 сентября 2011

Регион-Информ

У комитета по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям краевого парламента, даже судя по его названию, немало важных направлений в законотворческой деятельности.

В их числе — создание финансово-экономической основы местного самоуправления в рамках реализации Федерального закона № 131. Составляющая экономической стратегии — формирование привлекательного инвестиционного климата на территории края. Одна из задач комитета — нормативно-правовое обеспечение деятельности финансового фондового рынка. Продолжая этот перечень, можно назвать предпринимаемые парламентариями меры по развитию внешних связей, укреплению АПК, развитию личных подсобных хозяйств, созданию новых рабочих мест и т.д. В рамках компетенции депутатского комитета — сфера предпринимательства.

Об этих важных темах шел разговор с председателем комитета Законодательного собрания Краснодарского края Н.П. Кравченко.

— Николай Петрович, три года назад был сформирован ваш профильный комитет. Давайте вспомним, что послужило причиной его появления в кубанском парламенте?

— Инициатива создания комитета исходила от председателя ЗСК Владимира Андреевича Бекетова. Депутаты дали добро новому формированию. Должен отметить, что само его название определяет задачи, которые приходится решать в сфере законотворческой деятельности.

Экономическая политика — это создание качественной, отвечающей требованиям времени нормативно-правовой базы, решение высокой эффективности всех сегментов экономики. Она, в свою очередь, сильна инвестиционными составляющими. Поэтому обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории края, улучшение его имиджа, "работающей" правовой базы — одна из основных задач профильного комитета ЗСК.

— На каких направлениях сконцентрировано внимание парламентариев?

— Наши приоритеты при разработке каждого документа — это, прежде всего, развитие экономики Кубани и повышение качества жизни жителей края. Серьезная работа велась и продолжается по краевым целевым программам. В 2010 году количество финансируемых из краевого бюджета программ составило 74, а общий объем финансирования — более 9,5 млрд. рублей. Комитету поручено осуществлять контроль за реализацией программ, анализировать, насколько они эффективны.

Краевой бюджет постоянно имел социальную направленность, из года в год увеличиваются расходы на социальные программы. Можно отметить, что в настоящее время активно финансируются мероприятия по обеспечению жильем населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, развитию здравоохранения, образования, сохранению культурного наследия.

Реализация целевых программ позволяет Кубани закрепить свои экономические успехи, усилить социальную политику и наметить новые пути развития региона.

— Год назад состоялся экономический инвестиционный форум "Сочи-2010", который многих поразил внушительным составом участников и презентационным размахом. Какова отдача таких мероприятий, в которых участвуют и комитеты ЗСК?

— Должен отметить, что Международный форум в Сочи стал главным инвестиционным форумом страны. Свои инвестиционные предложения представили 55 регионов России. Количество участников форума выросло в 2,5 раза и достигло девяти тысяч человек из 36 стран.

В рамках форума подписано 169 инвестиционных соглашений на сумму 560 млрд. рублей (22 млрд. долларов).

Ежегодно проводимый форум, ставший традиционным, — серьезный толчок экономическому процветанию нашего края, развитие инфраструктуры выходит на качественно новый уровень.

— Как правило, успешно проводят презентации крупные города края, а бывают ли сюрпризы, когда "выстреливает" любопытный инвестиционный проект, новая территория?

— Понятно, что внимание инвесторов в большей мере привлекают крупные, широко известные города, но это совершенно не значит, что остальные территории простаивают в этом вопросе. Все муниципальные образования готовят комплекс инвестиционных проектов и инвестиционно привлекательных площадок. У некоторых дела в этом направлении обстоят чуть лучше, у некоторых чуть хуже, но абсолютно точно могу сказать, что по привлечению инвестиций на свои территории работают все без исключения. В этом прежде всего заинтересованы руководство и бизнес территории.

Многие муниципальные районы добились в этом успехов и уже реализуют интересные, значимые для экономики проекты.

— Могли бы вы назвать некоторые из них?

— Конечно. Весьма привлекателен проект по строительству завода по производству панели "Термосталь" мощностью 200 тыс. квадратных метров в год в г. Абинске. Сумма инвестиций, намеченных к освоению, — более миллиарда рублей. Отличается оригинальностью предполагаемое строительство жилых поселков "Русская деревня" и "Кубанский хутор-2" в Красноармейском районе (800 млн. рублей инвестиций), а также возведение жилого комплекса коттеджного типа с деловой и социальной инфраструктурой в Белореченском районе (2 млрд. рублей). Требует реализации на территории муниципального образования Усть-Лабинский район инвестиционный проект по строительству завода по глубокой переработке сои (более 1,1 млрд. рублей) и т. д.

— Вы избирались депутатом в Законодательное собрание края от Крымского округа. А как он показывает себя на форумах?

— Крымский район, как и многие другие муниципальные образования края, ведет активную деятельность по презентации своего инвестиционного потенциала на экономических форумах, выставках, презентациях.

В 2010 году Крымский район участвовал в Международном экономическом форуме "Кубань-2010", IV Южном туристическом форуме, выставке-презентации курортов Краснодарского края "Здоровая зима 2010/2011".

В ходе серьезной подготовительной работы район представлял восемь инвестиционных проектов на общую сумму 4,5 млрд. рублей. В ходе презентационных мероприятий подписано 19 соглашений на общую сумму 2,9 млрд. рублей.

Уже сегодня на территории Крымского района реализуются значимые инвестиционные проекты. В их числе:

— инвестиционный договор с турецкой компанией по строительству и эксплуатации стеклотарного завода в г. Крымске — объем инвестиций более 2.5 млрд. рублей;

строительство французской компанией цементного завода мощностью 1,8 млн. тонн цемента в год, планируемый объем инвестиций составляет почти 12 млрд. рублей.

Подписано и готовится к реализации соглашение по инвестиционному проекту "Строительство завода по производству каркасно-щитовых домов в ст. Троицкой", предполагаемый объем инвестиций — один млрд. рублей.

Должен обратить внимание на то, что район обладает уникальными природно-климатическими условиями и имеет большой потенциал в сфере туризма, оздоровления граждан.

В первом полугодии 2011 года представители муниципального образования уже приняли участие в Международной туристической выставке "Интурмаркет-2011", а также в презентации Краснодарского края в Австрии. В итоге Крымским районом подписаны соглашения в инвестиционной сфере на общую сумму 3.6 млрд. рублей, среди них и проект по строительству этнографического комплекса "Трам" на сумму 40 млн. рублей, и соглашение о реализации инвестиционного проекта "Золотая провинция" на сумму 3,5 млрд. рублей. Эти цифры говорят сами за себя.

— Недавно кубанским парламентом была рассмотрена, а затем и принята стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года. В чем ее особенность?

— Как видно из самого названия "Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года" — это крайне значимый комплексный документ, определяющий основополагающие направления развития Кубани. Из-за масштабности этого документа, из-за его концептуальности принятую стратегию иногда называют экономической конституцией.

Основные стратегические задачи, которые заложены в документе, это — формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала, высокие темпы устойчивого экономического роста. В результате реализации стратегии к 2020 году ВРП вырастет к уровню 2005 года в три раза, а заработная плата и доходы граждан — в четыре раза.

Стратегией ставятся четыре группы задач, определяющих динамику социально-экономического развития края:

1) кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры;

2) обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на формирование глобальных конкурентных преимуществ экономики края;

3) создание потенциала опережающего развития для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества;

4) повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае.

В стратегии определены конкретные шаги по решению каждой группы задач.

— Насколько они выполнимы?

— Особенность, я бы даже сказал уникальность стратегии в том, что данный документ также содержит в себе комплексный, объективный анализ как сильных, так и слабых сторон развития края. В нем раскрываются как потенциальные возможности, так и проблемы, риски.

В стратегии много полезного для себя найдут не только предприниматели, студенты, учащиеся, но и каждый житель Кубани. Я рекомендую каждому, кто считает себя думающим человеком, кто живет не только сегодняшним днем, ознакомиться с программным документом, по которому будет жить и динамично развиваться Краснодарский край.

— Как увязать эту суперпрограмму с индикативными планами социально-экономического развития, с бюджетным планированием?

Стратегия содержит динамику основных макроэкономических показателей до 2020 года. Это наиболее значимые показатели, такие как объем реализованной продукции, ВРП, объем инвестиций, численность занятых в экономике, среднемесячная заработная плата и др.

Эти цифры широко обсуждались на парламентских слушаниях перед принятием стратегии на сессии ЗСК.

Соответственно на них будем ориентироваться при разработке краевых ежегодных индикативных планов. На решение запланированных результатов будут нацеливаться и муниципальные образования. Для этого и выстроена в крае система индикативного планирования. В каждом муниципальном образовании, включая поселенческий уровень, имеется индикативный план, в котором ставятся задачи. А в течение года контролируется ход их выполнения.

Исходя из поставленных задач, будут планироваться и бюджетные расходы. Без консолидации финансовых средств и усилий всех уровней власти при решении наших общих проблем не обойтись, в противном случае результат будет напоминать итог деятельности трех персонажей из басни про лебедя, рака и щуку.

Я бы хотел остановиться еще на одном мощном связующем звене Стратегии-2020 и теми текущими решениями, которые будут принимать власть в крае. Это, прежде всего, программа социально-экономического развития Краснодарского края до 2015 года. И, несмотря на значительный объем, я думаю, с ней ознакомятся многие кубанцы. И хотя структура этого документа не простая, читаться он будет легко.

— Закон о местном самоуправлении практически полностью зиждется на экономической платформе. Каждая территория имеет свой бюджет. Скажите, а велика ли сегодня разница между "бедными" и "богатыми" муниципальными образованиями?

— Действительно, в соответствии со статьей 52 закона о местном самоуправлении каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, и органы местного самоуправления обеспечивают его сбалансированность и наполнение.

В Краснодарском крае, как и в других регионах, имеет место неравномерное развитие муниципальных образований. Традиционно лидерами по доходам местных бюджетов среди городских округов являются Краснодар, Новороссийск, Сочи; среди муниципальных районов — это Славянский, Темрюкский, Усть-Лабинский районы.

Однако, говоря о разнице между "бедными" и "богатыми, следует сказать, что здесь ситуация неоднозначная. Сразу следует отметить, что основным критерием измеримости "богатого" либо "бедного" муниципального образования является не величина местного бюджета, значительную часть которого могут составлять дотации из бюджетов других уровней, а, скорее всего, объем собственных доходов местного бюджета, приходящийся на одного жителя конкретной территории.

В большинстве городских округов Краснодарского края данный показатель в 2010 году составил от 3 до 7,5 тысячи рублей на одного человека. (Краснодар — 8,5 тысячи руб./чел.; Сочи — 11,3 тысячи руб./чел; Геленджик— 15,3). В муниципальных районах (консолидированные бюджеты) — от 2 до 4 тысяч рублей на одного жителя (Туапсинский район — 6,8 тысячи руб./чел.)

Основой механизма выравнивания местных бюджетов являются межбюджетные трансферты из краевого бюджета, которые предоставляются местным бюджетам в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов, а также субсидий и субвенций.

— Можно ли сократить число дотационных территорий?

— Существует такая взаимосвязь: благоприятный климат для развития бизнеса обеспечивает высокий уровень налоговых поступлений, что, безусловно, положительно влияет на рост доходов бюджета. В свою очередь благоприятный климат для развития предпринимательской деятельности — есть результат организации эффективной работы органов местного самоуправления.

Законодательным собранием Краснодарского края было организовано уже три научно-практические конференции на базе муниципальных образований поселенческого уровня. Для совместной выработки конкретных предложений по развитию территорий в конференции принимали участие депутаты Законодательного собрания, представители краевой администрации и органов местного самоуправления.

Выводы показывают, что в целях пополнения доходов бюджета поселений в соответствии с существующими нормативами необходим целый комплекс мер экономического и фискального характера.

В связи с тем, что значительную часть местных бюджетов составляют налоговые поступления от земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога, следует уделять больше внимания администрированию именно этих налогов, развивать сферу бытовых и иных: услуг.

Необходимо эффективно использовать возможности потребительской кооперации, определить меры поддержки, направленные на восстановление в муниципальных сельских образованиях широкой сети заготовительных пунктов, цехов переработки, складских помещений системы сельской торгово-закупочной кооперации, обеспечить потребности ЛПХ в реализации произведенной продукции, в материальном обеспечении, в транспортных услугах, в привлечении кредитных средств.

Следует также постоянно уделять внимание эффективному использованию муниципальной собственности, организации мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов.

На местах имеются и другие неиспользованные резервы.

Депутаты нашего комитета постоянно занимаются решением этих проблем при активной помощи комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике, который возглавляет Иван Петрович Артеменко.

— Николай Петрович, кто входит в команду вашего депутатского комитета?

— Представлю моих коллег. Это Григорий Иванович Зезюлин — заместитель председателя комитета, Николай Иванович Титов — секретарь. Также в наш комитет входят Юрий Николаевич Бондаренко — председатель правления ООО "Коммерческий ипотечно-инвестиционный банк "Сочи", президент Группы компаний "Сочи-КапиталЪ".

Все мои коллеги — профессионалы, имеющие большой жизненный опыт и соответствующую подготовку, знающие практические проблемы, владеющие необходимой информацией. Уверен, что мы успешно справимся с поставленными перед комитетом задачами.

— Какие формы и методы используются в повседневной депутатской деятельности?

— Они самые разные. Довольно часто организуются выезды парламентариев и специалистов в муниципальные районы, городские и сельские поселения. Одной из основных задач данных выездов является анализ положения дел, связанных с формированием доходной части местных бюджетов. Он связан с развитием бизнеса, увеличением налогооблагаемой базы. Депутаты ЗСК помогают и будут помогать муниципалитетам в решении возникающих проблем особенно тем, руководство которых активно и целенаправленно работает, стремится достичь высоких рубежей, серьезных результатов.

Хотел бы особо подчеркнуть, что вся наша работа строится на основе наказов избирателей, их пожеланий и предложений, высказанных в ходе встреч. Обозначенные жителями края проблемы, затронутые вопросы внимательно нами изучаются, обобщаются, и мы ищем возможность их законодательного решения. То есть задачи, в том числе и стратегические, ставят перед нами непосредственно избиратели.

Наши новости и издания

Февраль 2016
Начата работа над новой статьей А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Вершинина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2016
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Вершинина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2015
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.