Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ЛОГИСТИКА ПОД ЗАЩИТОЙ (Транспорт России, 8 сентября 2011г.)

ЛОГИСТИКА ПОД ЗАЩИТОЙ.

Вячеслав СМИРНОВ, Валерий СИЛУКОВ

8 сентября 2011

Транспорт России

Транспортно-логистическим центрам необходима система комплексной безопасности

Развитие логистических технологий в современном мире становится одним из основных направлений транспортной политики. По оценкам экспертов, вклад системы терминальных услуг логистической инфраструктуры в ВВП России может превысить 2, 7 трлн рублей. В рамках подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг" ФЦП "Модернизация транспортной системы России" общая мощность планируемых к вводу в эксплуатацию до 2013 года мультимодальных транспортно-логистических терминалов составит более 100 млн. тонн грузов в год. В "Концепции формирования сети мультимодальных логистических центров РФ", которую разрабатывает Минтранс России, будут сформулированы основные принципы и направления их развития.

По заказу Минтранса России, Федеральным государственным унитарным предприятием "ЗащитаИнфоТранс" выполнена разработка Концепции обеспечения безопасности объектов - транспортных логистических центров. Вот основные ее положения.

В общем плане комплексная безопасность объекта - это состояние защищенности его критических элементов (предметов защиты) от различных угроз, обеспечиваемое согласованными мерами технологической, энергетической, физической, информационной, пожарно-взрывной, экономической, кадровой и другой безопасности.

Современный ТЛЦ имеет в своем составе не только специализированные автоматизированные складские помещения для хранения и переработки грузов, контейнерные терминалы, площадки для отстоя подвижного состава, но и широкий спектр объектов инфраструктуры различного назначения. Филиалы банков, таможенных служб, страховых компаний, магазины, бизнесцентры, пункты отдыха и питания предоставляют дополнительные услуги и интегрируются в единую инфраструктуру с целью повысить уровень обслуживания потенциальных клиентов.

Очевидно, что создание системы обеспечения безопасности подобных объектов является сложной комплексной задачей. Поэтому начинать надо с разработки концепции безопасности. Какова ее цель? Целей несколько:

- необходимо сформировать общее видение заинтересованными лицами вопросов обеспечения безопасности объекта как в настоящем, так и в будущем с учетом стратегических целей компании;

- сформировать оптимальный (с точки зрения соотношения "затраты/эффективность") комплекс систем безопасности с учетом наиболее вероятных рисков и угроз;

- согласовать различные элементы системы безопасности в рамках единой концепции;

- сократить затраты на необходимый комплекс технических средств безопасности за счет применения интегрированных элементов, синергии и т. п.;

- оценить эффективность будущей системы безопасности.

Концепция безопасности включает в себя:

- цели и задачи системы безопасности;

- принципы организации и функционирования системы безопасности;

- объекты защиты;

- угрозы и риски;

- состав и структура системы безопасности;

- принципы обеспечения безопасности основных производственных циклов;

- средства обеспечения безопасности;

- управление системой безопасности;

- принципы и направления взаимодействия с государственными структурами;

- этапы создания и развития системы безопасности;

- результаты, ожидаемые от реализации концепции.

Главной целью системы безопасности является обеспечение устойчивого функционирования ТЛЦ и предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов пользователей ТЛЦ от противоправных посягательств, охрана жизни и здоровья персонала, недопущение хищения финансовых и материально-технических средств и грузов, уничтожения имущества и ценностей, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации.

При определении принципов организации и функционирования системы безопасности необходимо учитывать ряд специфических особенностей объектов ТЛЦ, в том числе значительные масштабы объектов и территории; разнородность объектов в плане функционального назначения, объемно-планировочных и градостроительных решений; возможное наличие потенциально опасных объектов; большой поток прибывающих грузов, транспортных средств и людей. Помимо этого возможно присутствие большого числа организаций-арендаторов, эксплуатирующих объекты ТЛЦ и собственные системы охраны товарно-материальных ценностей.

Основные принципы построения систем безопасности состоят в следующем:

1. Система охраны объекта должна строиться как единая система сбора, обработки и представления данных, мониторинга и управления всеми ее подсистемами, в том числе подсистемами обнаружения нарушителей, идентификации (распознавания) нарушителей, контроля и управления доступом.

2. Должна быть обеспечена возможность интеграции любого оборудования и подсистем системы охраны независимо от типа оборудования, его производителя, места размещения, технических характеристик и общей топологии системы. Интеграция осуществляется за счет протоколов обмена, программ-драйверов, контроллеров и пр.

3. Модульность и открытые интерфейсы. Система может быть легко расширена как за счет включения новых модулей, так и за счет интеграции системы с уже существующими компьютеризированными системами предприятия.

4. Масштабируемость - отсутствие ограничений в масштабах охраняемого объекта, возможность увеличения количества рабочих мест службы безопасности.

5. Система охраны должна быть построена как многоуровневая (иерархическая) структура, в которой рационально распределяются потоки информации между подразделениями службы безопасности и тем самым минимизируется объем передаваемых данных.

В состав комплекса технических средств защиты ТЛЦ, как правило, включаются следующие функциональные подсистемы:

1. Пожарной сигнализации, предназначенной для обнаружения фактов возникновения пожара и управления системами пожаротушения.

2. Охранной сигнализации, предназначенной для обнаружения несанкционированного доступа, выдачи сигналов о срабатывании средств обнаружения, ведения архива всех событий, контроля снятия (постановки) с (на) охрану.

3. Тревожно-вызывной сигнализации, предназначенной для информирования персонала о срабатывании устройств ТВС, определения места вызова, контроля жизнедеятельности операторов (охранников);

4. Контроля и управления доступом, предназначенной для организации доступа персонала и посетителей, исключения несанкционированного доступа, протоколирования всех совершаемых действий, изготовления пропусков, досмотра персонала и проезжающего транспорта.

5. Наблюдения и оценки обстановки, предназначенной для создания непрерывной линии обнаружения на всей линии блокирования периметра защищенной зоны (при необходимости и локальной зоны), а также зданий, в которых находятся предметы защиты, представления необходимой и достаточной информации об обстановке, отображения, регистрации и архивирования поступающей информации, контроля наличия неисправностей.

6. Оперативной связи и оповещения, предназначенной для обеспечения надежной и непрерывной связи на всей территории объекта и на ближних подступах к нему, во всех зданиях, сооружениях и помещениях.

7. Телекоммуникаций, предназначенной для обмена достоверной информацией между элементами СО.

8. Электропитания, предназначенной для обеспечения основного и резервного питания элементов СО и автоматического перехода с основного питания на резервное.

9. Освещения, предназначенной для освещения территории охраняемого объекта.

Функции по обеспечению безопасности должны быть разделены между управляющей компанией и арендаторами (логистическими компаниями). Общие системы безопасности ТЛЦ, в том числе системы пожарной сигнализации объектов, охраны периметра и территории, контроля доступа на территорию ТЛЦ и т. д. находятся в ведении управляющей компании. Системы безопасности на арендованных площадях устанавливаются и обслуживаются предприятиями-арендаторами с целью обеспечения сохранности своих товарно-материальных ценностей.

Приведем краткий обзор целевых функций для основных подсистем технических средств защиты, применяемых в ТЛЦ.

Современная интеллектуальная система видеонаблюдения обеспечивает решение следующих задач:

- автоматическую регистрацию въезжающего/выезжающего транспорта с сохранением в базе данных номера автомобиля, даты, времени проезда, видеокадра с изображением транспортного средства;

- сопоставление данных о фактах въезда и выезда автомобиля, интеграцию с весовым оборудованием на въездах и выездах предприятия, а также с системами документооборота для занесения в базу данных информации о характере и категории груза, сопроводительных документах, весе груженного транспортного средства;

- интеграцию с информационными и другими системами предприятия для автоматизации логистических процессов: ускорения получения грузов и отправления продукции со склада, повышения уровня контроля над данными процессами;

- видеоконтроль в режиме реального времени за процессом погрузки/разгрузки сырья или готовой продукции, визуальный контроль проезжающих транспортных средств и грузов, действий персонала контрольно-пропускных пунктов, формирование отчетных документов.

Охранная сигнализация в большинстве случаев используется для контроля зон возможного проникновения посторонних лиц через закрытые или закрываемые двери, окна, ворота и т. п. Для больших складских площадей разумно использовать программно-аппаратные комплексы, интегрирующие охранную сигнализацию в видеосистему или наоборот, что позволяет автоматически выводить на экран зоны срабатывания охранных датчиков. При этом системы контроля доступа используются для решения традиционных задач - разграничения прав доступа в помещения, учета рабочего времени сотрудников склада, мониторинга нахождения сотрудников в помещениях склада и офиса.

Общие положения концепции обеспечения безопасности типового логистического центра должны уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей строящихся комплексов, к которым в первую очередь относятся: характеристика района размещения комплекса; состав и характеристики объектов, входящих в состав ТЛЦ; расположение объектов на территории комплекса; технологические процессы; криминальная ситуация в регионе; кадровая политика; взаимодействие со сторонними организациями и государственными органами.

Кроме того, участие зарубежных логистических операторов в деятельности ТЛЦ требует учета международных требований, предъявляемых к обеспечению безопасности ТЛЦ в соответствии с классификацией складских помещений и комплексов. Выполнение требований стандартов безопасности грузоперевозок FSR международной организации ТАРА (Technology Asset Protection Association) гарантирует надежную сеть перевозок, а также безопасное хранение и складирование грузов клиентов.

Положения концепции обеспечения безопасности транспортных логистических центров используются при разработке обоснований инвестиций и проведении проектно-изыскательских работ по обустройству ТЛЦ. В частности, ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" выполнило ряд работ по разработке концепций обеспечения безопасности и проектов систем комплексной безопасности для ряда объектов Московской области.

Наши новости и издания

Февраль 2016
Начата работа над новой статьей А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Вершинина и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Январь 2016
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Вершинина: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Декабрь 2015
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Вершинина и М. Ю. Простова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.
 

читать далее